Select language:

English (United States)

Пушкино, Улица Тургенева, 3

editEdit
Timeline
1936
check

Construction finished

Building on map
Details

Изначально — школа № 1, с 1947 года — Дом пионеров и школьников г. Пушкино
Здание серьёзно повреждено во время Великой Отечественной войны

Design

65 (ЦБСП № 14310)

ЦБСП № 14310 · НКП РСФСР тип 65

Address

Улица Тургенева, 3

Floor count

2

Name

Центр детского творчества г. Пушкино

Style

Ар-деко

Builder

Customer

Photos (2)
add_circle_outlineAdd photo
Photo
Details
PhotoPhoto not availableDetails

1940

Sent by: Demyan.Filimonov
PhotoPhoto not availableDetails

1940

Sent by: Demyan.Filimonov
Comments (25)
  • Dima4041Local Editor
    6/9/2023 1:16:00 PM

    В сети есть документ по строительству г. Пушкино, где эта школа упоминается и даже есть планы второго этажа (из архива БТИ) для переоборудования здания в госпиталь https://www.adm-pushkino.ru/upload/files...%B0.pdf

    1

  • Dima4041Local Editor
    7/5/2023 2:52:47 PM

    Что то странно, планы из статьи немного отличаются от планов из сборника ЦБСП. В планах из статьи вторая лестница расположена в правом торце коридора, а туалеты расположены вдоль задней стены здания и находятся только на первом этаже, на втором же их нет совсем. А в альбоме ЦБСП туалеты поменьше, лестница перпендикулярно коридору вдоль боковой стены. Ну и мелочи типа окна лестничной клетки, в ЦБСП оно широкое, а в плане из статьи два узких.

    0

  • Dima4041Local Editor
    9/20/2023 5:13:42 PM

    А, понял, кажется, почему это здание отличается от планов ЦБСП. Это опять же вариант здания без канализации был изначально. Соответственно на первом этаже у него были туалеты с выгребной ямой, а на втором их не было совсем, поэтому и расположение лестниц тоже нестандартное получилось. Так же как и с некоторыми зданиями проекта 61, найденными в Московской области. Вот только не понятно это фишка строительства в МО была (брали проект для школы с водопроводом и канализацией, но несколько меняли под здание без них) или это штатные разновидности проектов были?

    0

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    9/20/2023 6:57:29 PM

    Так понимаю, у той же 61 были 2 разновидности - собственно 12161 и 19221. А у этой 14310 и 19225, была еще очень похожая 19326.

    1

  • Dima4041Local Editor
    9/20/2023 7:36:51 PM

    Про канализацию / люфт-клозеты в каталоге ЦБСП часто не написано, к сожалению. А так получается 12161 - отопление центральное, 19221 - полный аналог, но отопление печное. Так же и по 14310 - отопление печное, 19225 - отопление центральное наоборот. А 19326 - это сельская школа, а не городская. Вот она очень похожа, но несколько отличается внутренней планировкой, с печным отоплением и без канализации. Но тут не она, как я понял, расположение лестниц тут иное, не совпадает ни с 14310 ни с 19326, да и вообще планировка ближе к оригинальной 14310. А вот расположение туалетов совпадает как раз с сельским вариантом - 19326. На снимке этого здания со спутника видно, что там и сейчас выступы во дворе с туалетами (точнее выступ сейчас один, ко второму пристроен пристрой) и сейчас одноэтажные. Я не удивлюсь, что проектов школ на самом деле было по две разновидности не только по виду отопления, но и по наличию / отсутствию канализации. Вот только пока попадаются в основном варианты с канализацией, а вторая разновидность только по Московской области.

    1

  • Dima4041Local Editor
    10/12/2023 6:59:15 PM

    Похоже, что да.

    0

  • armoredfailLocal Editor
    10/12/2023 7:03:36 PM

    Катался летом до неё, а там уже чистое поле( походу в этом году когда-то успели снести

    добавил в базу

    0

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    10/12/2023 7:20:56 PM

    Цитата (Dima4041, 12.10.2023):
    > Вот такая, похоже - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30335182 Написано, что сельская. На чертеже туалеты точно так же, только на первом этаже. Автор Антон Полгар, его же подпись на чертежах. Номер проекта я там не нашёл. Вариант фасада каменного здания - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30335233 Аналогичная деревянная - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30335176

    Тогда, значит, это 19326 - планы совпадают. А деревянная (с кирпичной центральной частью) - 19222.

    1

  • Dima4041Local Editor
    10/13/2023 1:02:53 PM

    Цитата (Hysteric329, 12.10.2023):
    >
    > Тогда, значит, это 19326 - планы совпадают. А деревянная (с кирпичной центральной частью) - 19222.

    Может это проект 117? В каталоге РГБ написано "Вариант в камне с люфт-клозетами и печным отоплением для II теплотехн. района". А деревянная может быть проектом 118, там не указано в камне она или в дереве. Вот только обе школы как городские записаны, вроде. А на эскизах они обе как сельские подписаны.

    1

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    10/13/2023 1:22:24 PM

    Может быть, кстати. У 117-й вроде не указано, кстати, что городская. Как вариант, может быть, что и то, и другое 117 (если написано "вариант в камне", то есть подразумевается, что могут быть и другие варианты). Соответственно и у 26-й 2 варианта - 17411 и 17412.

    1

  • Dima4041Local Editor
    10/13/2023 1:41:29 PM

    Там же ещё есть такая: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30335222 и она же в дереве: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30335179. Эти архитектора Малыгина. В ЦБСП деревянный вариант под №19331 (16191). Странно, не вижу в группе школ на 160 мест за авторством Малыгина.

    И ЦБСП №19329(161930) на 80 мест тоже Малыгина, наверное. Вот на 80 мест у него были проекты 113 и 114.

    1

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    10/13/2023 4:11:18 PM

    Цитата (Dima4041, 13.10.2023):
    > В ЦБСП деревянный вариант под №19331 (16191).

    А кирпичная, наверное, 19330.


    Цитата (Dima4041, 13.10.2023):
    > Вот на 80 мест у него были проекты 113 и 114.

    А еще 25 и 33, но те, вроде бы, чуть пораньше.

    1

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    10/19/2023 2:30:09 PM

    Сделано, внес.

    0

  • Dima4041Local Editor
    10/19/2023 4:59:25 PM

    Кстати, нашёл там же и проект №70 в таком же исполнении, кирпично-деревянный - https://pastvu.com/p/433726. Ну, точнее, это не проект №70, наверное, по номеру, какой то другой, но явно на его основе. И, в одном из журналов я видел упоминание о переработке городского проекта №70 для сельского строительства. Вероятно это оно и есть.

    1

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    10/19/2023 5:22:28 PM

    Цитата (Dima4041, 13.10.2023):
    > Странно, не вижу в группе школ на 160 мест за авторством Малыгина.

    И на 280, кстати, тоже. Хотя как минимум одна точно была - 21330 (и 19224, значит - на чертежах они абсолютно одинаковые).

    0

  • Dima4041Local Editor
    10/19/2023 5:51:29 PM

    Ну в группе не все же существующие проекты, а только те, что упоминались в каталогах РГБ. А 21330 и 19224 - Малыгина?

    1

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    10/19/2023 9:28:43 PM

    Да, в одном из каталогов прямо указано на это.

    1

  • Dima4041Local Editor
    11/13/2023 7:41:53 PM

    Это здание надо вернуть обратно в условный проект, это явно не проект сельской школы Полгара, я поспешил на радостях. У Полгара центральная часть шире и там пять окон, причем это его "фирменная" особенность, похоже, на других его проектах так же. А у этого здания окон три и центральная часть более узкая. Возможно это все же разновидность проекта 65 архитектора Манвельян.

    По проекту 118, кстати, нашёл вот это в неком распоряжении из журнала 1939 года с гугл-книг:

    "Разрешить крайоно для строительства школ в Александровске-на-Сахалине применить в 1939 г. проект 118 (переработанный) и на Крайнем Севере проекты 1936г.", что вселяет надежду, что хоть одно такое здание сохранилось и можно будет увидеть на что был похож проект 118. Хотя если он был деревянным, то надежд мало, конечно. Но это может быть такой же школой, как на фотографиях из Северодвинска, где что то похожее на проект 63 было, только в дереве.

    1

  • Hysteric329AdminEditorLocal Editor
    11/13/2023 8:26:05 PM

    Да, по Александровску-Сахалинскому ничего (пока) не нашлось. Старейшая школа в городе - № 1 - уже послевоенная (как будто бы 222, но может, и 256: https://pastvu.com/p/1684713 - кстати, а здание справа от нее не может быть разбираемой старой школой?). Из интересного, что удалось там найти - только дом культуры 2-06-33 https://pastvu.com/p/1681112 и вот такая 1-этажная школа в селе Виахту: https://pastvu.com/p/970851.

    1

  • Dima4041Local Editor
    11/17/2023 1:07:41 PM

    Цитата (Hysteric329, 13.11.2023):
    > кстати, а здание справа от нее не может быть разбираемой старой школой?

    Может и школой, но вряд ли той самой. Разбираемое (или строящееся) здание одноэтажное, маловато для школы на 400 человек, те все двухэтажные были, как я понял.

    Вот ещё нашёл - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22032108 Написано "автор Полгар" на самом фото, правда что то не похоже на Полгара совсем, больше на проект Бачурина похоже. Возможно ошибка в подписи на фото, хотя там с такой же подписью есть школа архитектора Смоленской и на фото действительно проект 77 изображен.

    0

An unhandled error has occurred. Reload 🗙