Select language:
English (United States)
Николаевский бульвар
Бульвар Фельдмана
Приморский бульвар
Назван Николаевским по имени Николая Николаевича Романова, который одно время проживал на данной улице и являлся командующим войсками в Русско-Турецкую войну.
"В прошлом году на освещение города электричеством израсходовано было 5670 руб. На счёт этого ассигнования освещался Николаевский бульвар 12 дуговыми фонарями с 1 апреля по 30 сентября; Куликово поле освещалось 3 электрическими фонарями в течение всего года до 11 час. веч. (стоимость освещения одного фонаря в 1 ч. 22,88 к.); Маразлиевская ул. — 12 фонарями с мая по октябрь до 1 часа ночи. Освещался также электричеством городской сад с 1 апреля до конца года. На 1 января 1902 г., помимо электричества, город освещался 1715 разрезной горелкой, 460 ауэровскими, из которых 87 горели до 1 часа ночи. По этой статье израсходовано было городом 45080 руб. На 1 января 1902 г. ещё имелось в городе 2579 керосиновых фонарей в разных частях города и 30 добавочных фонарей по Малофонтанской дороге. Расход по этой статье выразился в сумме 40795 руб. Всего же на освещение израсходовано было городом в прошлом году 91401 руб." [Ведомости Одесского Градоначальства, № 174 от 10.08.1902].
"Городская управа известила представителей Невшательского общества, что, согласно решению городской думы, вопрос об указании Невшательскому обществу мест для дальнейшего замощения прессованным асфальтом остаётся открытым, и то или иное разрешение его городской думой должно последовать весной будущего 1905 года в зависимости от результатов освидетельствования состояния мостовой из прессованного асфальта на Николаевском бульваре, при обязательном условии, что общество теперь-жн устранит в этой мостовой все неисправности и повреждения, какие в ней обнаружились, и вообще приведёт мостовую в совершенно исправное состояние, соответственно установленным на этот предмет требованиям договора." ["Одесские Новости", № 6352 от 2.07.1904].
"Невшательская мостовая. Мировой судья 1-го участка К. Г. Березовский, в виду предъявленного городской управой иска к невшательскому обществу, составил протокол об осмотре асфальтовой мостовой на Николаевском бульваре.
В протоколе указывается, что по наружному осмотру поверхность мостовой представляет неровность, выбоины и трещины. Выбоины отвечают тем местам, где асфальт уничтожен, так как при вырытие в соответствующих местах в бетоне впадин не найдено. Некоторые выбоины против входа в ресторан "Петербургской" гостиницы оказались заделаны липким асфальтом. Что касается причин неудовлетворительного состояния мостовой, то эксперты нашли нужным, для определения состава и качества асфальта, передать образцы в лабораторию при техническом обществе, для чего из разных мест были взяты куски асфальта для исследования. Но помимо этого эксперты нашли возможным высказать, что асфальтовые работы не удовлетворительны. Во-первых, асфальт был употреблён в дело недогретым до температуры 120 или пережжённым; обстоятельство это бросается в глаза, при исследовании нижнего слоя, который является совершенно хрупким. Во-вторых, асфальт был недостаточно прессован, чем отчасти и объясняется различная толщина его от 3 1/2 — 6 1/2 сантиметров. Произошло это, по видимому, от отсутствия опытных рабочих или непонимания дела. Кроме того неудовлетворительность мостовой объясняется неудовлетворительностью бетонного основания, в котором, как сказано выше, имеются трещины. Толщина бетона разная — от 14—15 сант., а в иных местах до 22-х сантиметров. По мнению экспертов переделки асфальта, без исправления бетонного основания, где имеются трещины, не соответствуют цели. Эксперты заявили, что мостовая, устроенная так недавно требует в настоящее время такого ремонта, что она не может быть признана устроенной удовлетворительно. Для исправления мостовой потребуется расход в размере 44 руб. 50 к. от каждой квадратной сажени." ["Одесские Новости", № 6353 от 3.07.1904].
Про лабораторные исследования на бульваре ["Одесские Новости", № 6366 от 16.07.1904].
"Работы по устройству на Николаевском бульваре военно-исторического памятника-пушки, сооружённого городским управлением в память обороны города Одессы в 1854 году от нападения неприятельского союзного флота в настоящее время закончены. Устройство памятника было возложено на особую комиссию, которая приняла меры, чтобы все разрушившиеся от времени и ныне восстановленные части морской бомбической пушки, снятой с военного английского судна "Тигр", и лафета вполне соответствовали эпохе. По сторонам пьедестала памятника установлены металлические доски с надписями, а на передней стороне постамента изображён герб города Одессы. На сооружение памятника пушки дума ассигновала по смете 914 рублей и стоимость его установки не превысила этой суммы. Памятник устроен по рисунку городского архитектора Кундерта, руководившего вместе с тем и работами. Около пушки установлены бомбы, соответствующие её калибру и извлечённые в нынешнем году водолазами со дна морского, где лежат остатки парохода "Тигр" ["Одесские Новости", № 6417 от 11.09.1904].
"ПРИМОРСКИЙ БУЛЬВАР, XIX в. Один из лучших ( градостроительных ансамблей архитектуры классицизма на Украине, удачно осуществляет связь центральной части города с морем, является парадным фасадом при въезде в Одессу со стороны моря. В конце XIX — начале XX вв. на фасадах некоторых домов был изменён первоначальный декор, но в целом ансамбль сохранил архитектуру классицизма.
В плане бульвар — правильный прямоугольник. Его основным архитектурным акцентом является полукруглая площадь с памятником Ришелье, от которой по сторонам расходятся два квартала (северо-западный и юго-восточный), а к морю спускается Приморская лестница. С одной стороны бульвар замыкает дворцовый комплекс, с другой — Старая биржа.
Проезжая часть проложена у фронта застройки, со стороны обрыва — три пешеходные дорожки, обсаженные аллеями из каштана и платана. Покрытие асфальтобетонное, ограждение со стороны обрыва — невысокий каменный парапет.
По оси центральной аллеи в начале бульвара — бюст дважды Героя Социалистического Труда, академика В. П. Глушко, в конце — памятник-фонтан А. С. Пушкину. Рядом с Приморской лестницей возведена остеклённая железобетонная галерея с двумя строчками трёхмаршевого эскалатора, соединяющего бульвар с ул. Суворова. Железобетонным однопролетным пешеходным мостом, перекинутым через спуск Жанны Лябурб, бульвар возле дворцового комплекса соединён с Комсомольским бульв.
Длина Приморского бульвара 500 м." [ОД-103, С. 253-254].
"ПАМЯТНИК РИШЕЛЬЕ, 1828 г. (Приморский бульв.). Заложен 30 июня 1827 г. Одно из последних творений выдающегося русского скульптора И. П. Мартоса. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архит. А. И. Мельникова и архит. Ф. К. Боффо.
Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришелье. Величина фигуры не¬сколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега р. Южный Буг отделан мастером П. Джерари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.
На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной — латунная золочёная плита с надписью, на двух боковых сторонах — бронзовые горельефные изображения.
Работами по установке памятника руководил архит. Ф. К. Боффо.
Памятник удачно сочетается с окружающей застройкой и Приморской лестницей." [ОД-103, С. 252].
"ПРИМОРСКАЯ ЛЕСТНИЦА. 1837—1842 гг. (Приморский бульв.). Расположена на поперечной оси Приморского бульв. Связывает центральную часть города с морским вокзалом. Проект составил архит. Ф. К. Боффо. Возведена в стиле классицизма из местного ракушечника на свайном основании. Имеет 192 ступени. Ступени лежат на арках, размещённых под каждым маршем и опирающихся на мощные пилоны. Под вторым и третьим маршами, считая сверху вниз, устроены обратные арки; в поперечном направлении массив лестницы связан 24-мя сквозными анкерными связями.
Лестница спроектирована с учётом перспективы. Высота её 27 м, длина 136,47 м." [ОД-103, С. 253].
Address | Design | Floor count | Name | Built | Demolished |
---|---|---|---|---|---|
AddressПриморський бульвар, (?) | Design | Floor count 0 | Name Здание античного времени | Built | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, (?) | Design | Floor count 1 | Name Музыкальный павильон | Built1888 | Demolished1902 |
AddressПриморський бульвар, (?) | Design | Floor count 3 | Name Городской буфет | Built | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, (?) | Design | Floor count 1 | Name Киоск | Built1909 | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, 000 | Design | Floor count 1 | Name Верхняя площадка фуникулёра | Built1902 | Demolished1970 |
AddressПриморський бульвар, 000 | Design | Floor count 1 | Name Эскалатор | Built1970 | Demolished2000s |
AddressПриморський бульвар, 000 | Design | Floor count 1 | Name Кофейня на Приморском бульваре | Built | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, 000 | Design | Floor count 0 | Name Замок Хаджибейской крепости | Built | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, 000 | Design | Floor count 1 | Name Нижняя площадка фуникулёра | Built1902 | Demolished1970 |
AddressПриморський бульвар, 000 | Design | Floor count 2 | Name Театр В. Л. Форкати | Built1879 | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, 1 | Design | Floor count 3 | Name Доходный дом Г. Г. Маразли | Built1826 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 2 | Design | Floor count 2 | Name Дом Столыпиных | Built1824 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 3 | Design | Floor count 2 | Name Жилой дом (бывший Ашкенази) | Built1824 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 4 | Design | Floor count 2 | Name Дом Вассала | Built1826 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 5 | Design | Floor count 3; 5 | Name Доходный дом А. Гринберга и А. Лерхе | Built | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 6 | Design | Floor count 3 | Name Доходный дом Е. Зонтаг | Built1827 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 7 / Воронцовский переулок, 13 / Катерининська площа, 2 | Design | Floor count 3 | Name Административное здание — бывшее здание присутственных мест | Built1830 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 8 / Катерининська площа, 1 | Design | Floor count 3 | Name Дом И. Завадского — "Петербургская" гостинница | Built1830 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 8 / Катерининська площа, 1 | Design | Floor count 1 | Name Конюшни и сараи Ю. Гагарина | Built1893 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 9 | Design | Floor count 2 | Name Дворец Р. Шидловского — Дворец Моряков | Built1830 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 10 | Design | Floor count 4 | Name Дом Ф. Родоканаки | Built | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 11 | Design | Floor count 3 | Name Гостиница «Лондонская» | Built | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 12 | Design | Floor count 0 | Name Жилой дом П. Ризо | Built | DemolishedUnknown date |
AddressПриморський бульвар, 12 | Design | Floor count 2 | Name Дом Золотарёва | Built | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 13 | Design | Floor count 2 | Name Дворец А. Маюрова | Built1828 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 14 | Design | Floor count 3 | Name Доходный дом Б. А. Магнера | Built1825 | Demolished |
AddressПриморський бульвар, 15 / Провулок Чайковського, 2 | Design | Floor count 2; 3 | Name Дом А Григоровича | Built1828 | Demolished |